Ossetia News

Дмитрий Дзгоев: Благодаря селекции и семеноводству Осетия может стать жирной точкой на карте мира

21:04 17.04.2018

Руководитель единственного на сегодняшний день в Северной Осетии предприятия селекции и семеноводства «Ир-Агро» Дмитрий Дзгоев рассказал газете «Слово», как восстановить потенциал возделываемых почв, приручить бактерии и утолить кадровый голод сельхозпроизводителя.

– Дмитрий, Вы учились в Московском государственном институте стали и сплавов, получили экономическое образование в Государственной налоговой академии, но занимаетесь селекцией и семеноводством, как так получилось?

– На самом деле единственное, что меня связывало с аграрной темой – это мой дедушка Георгий Джанаев, который 20 лет возглавлял Горский государственный аграрный университет. Я был далек от сельского хозяйства и тем более семеноводства. Решение заняться сельскохозяйственной деятельностью было принято спонтанно и абсолютно интуитивно. Сначала было организовано государственное унитарное предприятие «Семеновод», которое меня пригласили возглавить, потом произошла его реорганизация и тогда я решил организовать собственное предприятие. Чем больше вникаю в эту область, тем больше понимаю – сделал правильный выбор. Сельское хозяйство – отрасль, как у нас принято говорить, «баркадная», изобильная, честная, правильная. И мое мнение – она должна находиться в частных руках. Об этом говорит и мировой опыт – все крупные транснациональные корпорации – частные. Государственная модель развития отрасли показала свою несостоятельность и привела к колоссальной зависимости России от импорта – около 70% семян кукурузы закупается за границей, до 90% семян картофеля и почти на 100% сахарной свеклы.

– 10 лет назад открылось предприятие, чего удалось добиться за это время?

– «Ир-Агро» стало современным предприятием с большим потенциалом, на котором задействовано около ста человек со средней зарплатой, гораздо превышающей среднюю по региону. Занимаемся собственной селекцией, нашими специалистами выведено пять гибридов кукурузы и один гибрид сои, отличающиеся высокой урожайностью и засухоустойчивостью. Сотрудничаем с транснациональными компаниями, одна из них – «Сингента», партнерством с которой мы очень дорожим. Без преувеличения скажу, что это своеобразный знак качества и доверия. Сейчас начали заниматься производством микробиологических удобрений. Поставили перед собой задачу – восстановить потенциал возделываемых почв, научились производить стабильные микробиологические удобрения в промышленных масштабах, запатентовали и отточили технологию их применения. Бренд, который мы сейчас производим, – сообщество микроорганизмов, дающих в симбиозе отличный результат. Продолжаем активно развиваться в этом направлении – уже открыты отделения в Китае, Вьетнаме, Узбекистане, Сербии и других странах.
В столице Монголии, городе Улан-Батор, уже много лет горожан мучает проблема – очистные сооружения находятся на территории города, и все иловые осадки, остающиеся в очистных сооружениях, при плюсовой температуре издают ужасный запах. С начала весны до середины осени в городе невозможно жить. Проводился большой тендер, в нем участвовали десятки китайских и европейских компаний, в том числе и наша. «Ир-Агро» удалось выйти в финал вместе с Японией. Сейчас Монголия закупает наш продукт на переработку 30-ти тысяч кубов иловых осадков, если разработка с этой задачей справится, то «Ир-Агро» «отдадут» все очистные сооружения города Улан-Батора.

– Селекционер – довольно редкая профессия, где нашли специалистов?

– На самом деле, все гораздо проблематичнее – на сегодняшний день в Осетии нет селекционеров – все специалисты, работающие в нашей компании, европейцы, которых мы собирали в течение долгого времени в разных странах. Также удалось создать группу блестящих ученых, результатом деятельности которых стали несколько продуктов по повышению плодородия почвы, иммунитета растений и переработке органических отходов. К сожалению, среди местных ребят найти грамотных специалистов не получилось. Я уверен, что проблема в отсутствии престижа рабочих профессий. Хотя если в министерствах молодые сотрудники получают, ну скажем около 25 тысяч рублей, то хороший агроном имеет зарплату от 50 тысяч рублей, семеноводы – от 100 тысяч, а селекционеры – еще больше. При этом в Осетии нет таких специалистов. И это в той республике, где во времена Советского Союза производилось до 60 тысяч тонн семян кукурузы. Практически все крупные предприятия страны испытывают кадровый голод, особенно в агрономах, семеноводах, селекционерах. Молодежь должна понимать, что есть область, где их знания и умения будут востребованными.

– Для современной молодежи, как мне кажется, важен наглядный пример…

– Часто привожу, на мой взгляд, очень познавательный пример. Как мой одноклассник, закончивший пятую школу, затем факультет мировой экономики СОГУ, жил и учился в Чехии, работал в АМС, затем минфине республики, а в результате стал успешным агрономом-семеноводом. Этот человек реально далекий от агрономии за два года стал высокопрофессиональным специалистом, работает сейчас в крупной краснодарской компании и получает зарплату около 250 тысяч рублей. Все началось с того, что как-то пригласил его помочь «обрывать метелки» – иначе говоря, готовить кукурузу на семена. Для этого дела используют специальные машины, но иногда после машин приходится обрывать метелки вручную – сотни людей выходят в поле и проверяют стебли кукурузы. Процедура достаточно сложная, надо рано вставать, целый день находиться в поле – жара, тяжелые условия. Представляете мое удивление, когда через две недели услышал от него, что он не хочет больше работать в офисе, решил стать семеноводом. Он получил второе высшее образование в Сельхозинституте, в это же время активно стажировался в разных странах. После некоторого времени работы на нашем предприятии его пригласили в компанию «Сингента». Сейчас его переманила крупная краснодарская фирма, где он работает главным агрономом-семеноводом. Этот пример я не устаю рассказывать нашей молодежи человек захотел и реализовал себя.

– Насколько высоки ставки на семеноводство в республике, как на одно из направлений развития сельского хозяйства?

– Меня эта тема очень интересует, и я хочу и буду ее развивать. Республика когда-то гремела на весь союз именно в сфере семеноводства. Не так много тем и направлений, благодаря которым Осетия сможет стать жирной точкой на карте России и мира – селекция и семеноводство одна из них. У нас одни из лучших условий по выращиванию кукурузы в мире, но заниматься нужно не производством фуражной кукурузы, а селекцией и семеноводством. Это более высокий уровень агрокультуры, более высокая добавленная стоимость, гораздо большая прибыль с одного гектара. И компания «Ир-Агро» возродила данную отрасль. Повторюсь, наша задача – трансформировать растениеводство республики из фуражного в селекционно-семеноводческое, что даст нам возможность привлечь серьезного инвестора в лице транснациональных корпораций. Сейчас мы имеем понимание со стороны руководства республики, поддержку со стороны министерства сельского хозяйства. Совместно с ведомством разрабатывается закон о семеноводстве, который должен расставить приоритеты в развитии растениеводства. Это даст возможность и определенную базу для привлечения иностранных инвесторов в эту отрасль.