Ossetia News

Ирина Мусакова: Латвийских осетин объединила общая беда, война в Республике Южная Осетия

16:22 05.07.2017

В настоящее время в Латвии проживает 39 осетинских семей. Все они входят в состав общественной организации «Аланы», основанной в Риге в сентябре 2008 года. NOAR поинтересовался у руководителя землячества Ирины Мусаковой о том, как складывается жизнь прибалтийских осетин.

— Ирина Хаджимуратовна, как давно Вы живете в Латвии?

— В начале 80-х я училась в Ленинграде, где познакомилась со своим будущим супругом. Вскоре мы поженились и уехали в Ригу. С тех пор я здесь и живу. Прошло уже немного-немало, а почти 40 лет.

— Есть мнение, что латыши не особо дружелюбно настроены по отношению к россиянам. Как Вам живется в этой стране?

— Это мнение субъективное. На своем личном примере могу сказать, что за все эти годы я лишь пару раз сталкивалась с негативными настроениями. И это притом, что в основном общаюсь на русском языке. Русская речь не создает для меня никаких проблем и не вызывает раздражение коренного населения.

— Поговорим об осетинской диаспоре в Латвии. Как и когда она образовалась?

— Честно говоря, в советское время осетины здесь друг друга особо не искали. Впервые у меня появилась идея собрать своих земляков в начале 90-х. Я дала объявление в газету. Должна сказать, что отклик был довольно-таки слабым. Некоторые продемонстрировали безразличие, а кое-кто и вовсе сказал: «Не для того мы уехали из Осетии, чтобы в новой стране снова общаться с земляками». Такими заявлениями я, конечно, была крайне разочарована. Тем не менее, появились и хорошие знакомства. Но настоящее сплочение латвийских осетин произошло после печальных событий 2008 года. Всех нас объединила общая беда, война в Республике Южная Осетия. В те дни каждый хотел хоть чем-нибудь помочь братьям и сестрам, оказавшимся в тяжелой ситуации. С помощью СМИ мы стали находить друг друга. Мой телефон разрывался целыми днями. Люди спешили на помощь. Однако, собравшись с мыслями и готовностью о ней, мы столкнулись с рядом проблем, основной из которых была невозможность отправки гуманитарного груза, будучи простым физическим лицом. Дело в том, что в странах Прибалтики нет такой юридической единицы как диаспора. Поэтому перед нами стал вопрос, а точнее необходимость себя как-то оформить. Мы решили зарегистрироваться как общественная организация. Над именем долго не думали, решили назваться «Аланами». Затем, в считанные дни заполнили огромную фуру гуманитарной помощью и отправили в Цхинвал. Мы с супругом выехали вслед за ней. Решили сопроводить до границы — мало ли что могло произойти в дороге. Все это время у меня была постоянная связь с руководством республики. В конечном итоге наш грузовик стал первым, прибывшим в Южную Осетию с европейскими номерами.

— Как обстоят дела у организации сейчас? Вы все также активны?

— Честно говоря, после бурного начала общение немного приутихло. Собираться стало сложнее, но мы это делаем время от времени.

— Сколько человек насчитывает ваша организация?

— В настоящее время в Латвии проживает 39 осетинских семей. Все они входят в состав нашей организации. Конечно, нас не так много, как грузин, армян или азербайджанцев. Их присутствие здесь более ощутимо. Они строят свои церкви, рестораны и всячески поддерживают друг друга. Но ссылаться исключительно на количественное соотношение, пожалуй, тоже не стоит. Причина не столь активной деятельности нашего землячества заложена в нас самих: в нашем менталитете и самом подходе к делу.

— А чем ваш подход к делу отличается, к примеру, от грузинского?

— Осетинская диаспора возникла, по большей части, стихийно. Чего не скажешь о наших кавказских друзьях. Во главе их землячеств всегда находятся обеспеченные люди, так называемые национальные олигархи, контролирующие все, в том числе, и членские взносы, которые платит каждый участник организации. Это очень целесообразная и благотворная практика. В случае, когда кому-то для чего-то нужны средства, все знают где их взять.

— А у вас своего «олигарха», наверное, нет…

— К сожалению, нет, хотя в советское время многие осетины, проживавшие здесь, занимали различные руководящие должности. Например, Юрий Дзеранов был одним из главных в Риге модельеров-конструкторов. Михаил Миндзаев командовал внутренними войсками. Мне, кстати, довелось служить под его начальством. Сегодня же осетины Латвии в основном представляют собой рабочий крестьянский класс. Пара человек связана со строительством. Кто-то открыл небольшой бизнес. Например, Таймураз Дзеранов имеет здесь свое кафе, которое называется «У Тамуки». Живут у нас, кстати, и родные племянники заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинской АССР Сосланбека Едзиева.

— Какие мероприятия у вас планируются в ближайшей перспективе?

— В августе месяце 5-7 членов нашей организации приглашены на этно-лагерь, который будет проходить в Северной Осетии — Алании. Организатором мероприятия выступает республиканское министерство по делам национальностей, которое в последнее время стало уделять нам значительно больше внимания. Не так давно по их инициативе была проведена видеоконференция с участием представителей осетинских диаспор с разных уголков мира. В ходе беседы я подняла вопрос о ветеранах. Дело в том, что у нас в Латвии живут несколько ветеранов преклонного возраста. Зная, что каждый год они получают поздравления от президента России Владимира Путина, мне вдруг подумалось, что было бы здорово, если бы их поздравили из родной Осетии тоже. Благо, моя просьба была услышана. Могу совершенно точно доложить, что глаза наших ветеранов переполнились восторгом, когда к ним пришли поздравления от руководства республики!

— Как часто бываете в Осетии?

— Практически каждый год. Для поездки в Россию мы оформляем визу. В последнее время стали ездить на машине. Это очень удобно, потому что из Осетии всегда хочется многое привезти. В Латвию мы приезжаем, как правило, под потолок загруженными.

— Какие впечатления остаются от поездки домой?

— Родина в любом виде хороша. Но есть вещи, которые, как мне кажется, оставляют желать лучшего. Я прекрасно помню улицы города Орджоникидзе. Раньше они были чище и ухоженнее. Теряет свою первозданность и необычная красота наших чудесных ущелий. Виной тому, я считаю, не вписывающиеся в их несравнимые пейзажи, совершенно безвкусные современные здания. Сегодня некоторые вещи активно берутся с Запада. Причем, не самые лучшие. Вместе с тем, в Осетии по-прежнему чтятся традиции. Молодежь не сдает своих стариков в дома престарелых, а народ живет как одна большая семья. Теплые человеческие отношения положительным образом отличают мою родную республику от всех остальных стран.