Ossetia News

Владимир Юров: «У каждого пограничника есть свои обязанности, времени любезничать с каждым у них нет»

21:15 04.09.2017

КПП «Верхний Ларс» — почему этот участок государственной границы один из самых напряженных? Какова специфика службы осетинских пограничников? Насколько показательны результаты их оперативно-служебной деятельности? На эти и другие вопросы Ossetia News ответил начальник Пограничного Управления ФСБ России по Северной Осетии Владимир Юров.

Никаких новых задач, главная цель – охрана государственной границы.

Возглавив пограничное управление Северной Осетии, я никаких новых задач не ставил, главная цель — охрана государственной границы. Я решил ничего не менять, а наоборот постараться притереться и стать единым целым со старой командой.

IMG_0821

КПП «Верхний Ларс»

Участок госграницы на территории Северной Осетии специфичен своим географическим расположением, что нам с тактической точки зрения очень выгодно. Мало того, что труднодоступный участок, он еще и мало населен.

К сожалению, узкое ущелье не дает возможность расширить пункт пропуска «Верхний Ларс», увеличить количество полос. У нас создается маленькое бутылочное горлышко, через которые слишком много и не пропустишь. Хотя за 5 лет грузопоток через КПП «Верхний Ларс» увеличился в два раза, если в 2012 году проехали 1 миллион 100 тысяч человек, то в 2016 году 2 миллиона 400 тысяч человек. Однако, пропускная способность пункта пропуска в 7-8 раз меньше тех цифр, которые я озвучиваю. Это связано с перезанагрузкой на личный состав, сокращением времени на оформление транспортных средств.

Угрозы на границе

Если говорить об угрозе безопасности, то да, они имеются, у нас очень хорошие условия для пересечения государственной границы, сам маршрут небольшой и не насыщен какими-то препятствиями, плюс ко всему пункт пропуска чаще всего работает в круглосуточном режиме. В огромном потоке встречаются лица, которые по нашим данным связаны с различными террористическими организациями.

DSC_0213

Имеется в практике контрабанда, провоз оружия, но чаще всего это встречается на югоосетинской границе. Имеет место быть контрафактная продукция: сигареты, алкоголь, скоропортящиеся продукты, те же знаменитые мандарины, с одной стороны на уровне обывателя ничего страшного, что привезли тонну мандарин, но люди забывают, что экономический ущерб нанесен государству, а также непонятно, какого качества эти цитрусовые, потому как чаще всего необходимых документов нет.

Во время пересечения КПП «Верхний Ларс» люди сталкиваются с хамством со стороны сотрудников. Почему российские пограничники столь агрессивны?

У каждого пограничника есть свои обязанности и времени любезничать с каждым проходящим границу у него нет. По предписанному законодательству, он должен поздороваться и попросить документы, в это же время контролер оценивает артикуляцию и проводит идентификацию между вами и фотографией в паспорте. Сотруднику не надо с вами любезничать, ему нужно максимально быстро провести все операции, потому как на одного человека отведено не больше одной минуты.

Еще одна злободневная тема – очереди на подъезде к российско-грузинской границе. Почему эта проблема так сложно решаема? Люди говорят, что грузинская сторона работает намного быстрее.

У нас возникают пробки, потому что какой-то очень умный человек с номерами 15-й регион нарушая правила дорожного движения пытается объехать очередь создавая на дороге коллапс. И он начинает себя позиционировать как человека, который якобы давно стоял в этой очереди. Отсюда возникают проблемы, иногда доходящие до мордобоя.

Сейчас есть все условия, чтобы дождаться своей очереди, работает 6 направлений в одну сторону, если брать среднюю цифру, то в каждой машине бывает не меньше 4 человек, на каждого человека 1,5 минуты, получается, что на одну машину сотрудник тратит от 6 до 10 минут – это если все нормально и нет никаких проблем с документами или еще что-то.

Есть ли принципиальная разница между КПП «Ларс» или «Нижний Зарамаг»?

Принципиального различия нет, но если детально вникать, то для Ларса не характерен провоз контрафактного табака, а в Зарамага таких случаев очень много. Если через Ларс едут все категории граждан, то в сторону Южной Осетии двигаются либо ее жители, либо граждане России, очень редко граждане средней Азии. Одним словом, у двух пограничных постов разные приоритеты, а угрозы безопасности те же самые, и задачи у пограничников одинаковые – охрана государственной границы.

Как пограничники взаимодействуют с другими силовыми ведомствами?

Все силовые структуры, которые задействованы в сфере обеспечения безопасности и конкретно пограничной безопасности: МВД, таможня, ветеринарные службы, МЧС, 58 армия, Росгвардия, активно работают. Со всеми этими структурами у нас разработаны планы взаимодействия, каждый на своем уровне отрабатывает свою задачу. Больше всех работа ведется с таможней, потому как мы совместно обеспечиваем безопасность на государственной границе, МВД помогает в поддержании дисциплины на подъезде в границе, а также ведет профилактическую работу с населением.

Были ли случаи, когда люди пытались пересечь границу в обход пункта пропуска «Верхний Ларс»?

Попытки конечно были, в этом году примерно 8 раз пытались обойти КПП «Верхний Ларс» и 3 раза на «Верхнем Зарамаге». Не все конечно делали это специально, одни пошли искать скотину и заблудились на приграничной территории, другие намерено хотели преодолеть границу через леса из-за поддельных документов или люди, которые находились в сговоре с экстремистскими организациями.

DSC_0370

Один из сложных объектов – селение Чермен, там тоже есть внутренняя граница, как обстоят дела в этом направлении?

Если брать этот район с точки зрения безопасности, то у нас нет информации, которая бы указывала, что там могут быть созданы проблемы. Там стоит наш пограничный наряд и наряд МВД, данных о каких-либо стычках у нас не было. А межконфессиональные отношения давайте оставим на обсуждение религиозных деятелей.

Северная Осетия находится в зоне регламентированного пребывания иностранных граждан. Как получить разрешение для законного нахождения на территории республики?

Процедура получения разрешения иностранному гражданину для посещения той или иной территории – регламентирована и проста до безобразия. Любой гражданин подает заявление, в котором изъявление желания на посещение того или иного населенного пункта, его направляют в территориальный орган безопасности, который либо разрешает, либо нет. Все легко и просто, и никаких подводных камней в этой процедуре нет.

Елена Черенкова
Ossetia News