Ossetia News

«Темный» город

19:30 21.01.2017

Владикавказ только начинает делать первые шаги к адаптации под нужды незрячих людей.

Александр Иванов с улыбкой играет на баяне, с гордостью показывает свою небольшую звукозаписывающую студию, с уверенностью демонстрирует компьютерные навыки. Однако после этого он выходит на улицу, и теперь без посторонней помощи ему не справиться. Мужчина с детства не видит.

В североосетинском обществе слепых на сегодняшний день зарегистрировано порядка 1600 человек, но фактически инвалидов по зрению в республике гораздо больше. Могут ли незрячие или люди с остатком зрения самостоятельно передвигаться по улицам города, пользоваться общественным транспортом, надеяться на трудоустройство?

«Какой можно дать ответ на все эти вопросы, если, идя по тротуару, ты можешь споткнуться и упасть в яму, выкопанную прямо посреди дороги, или удариться об дерево? Город не адаптирован под инвалидов по зрению», — в голос отвечают незрячие.

Однако с недавних пор владикавказские улицы начали оборудовать тактильной плиткой, благодаря которой слепой человек может понять направление движения, почувствовать, где пора остановиться или повернуть. Но это лишь в теории. На практике же одни жалобы. Рисунок, говорят инвалиды, неправильный, ориентироваться по нему невозможно, да и плитка ведет в никуда, обрываясь на ровном месте. Кроме того, материал, из которого сделана эта плитка, скользит: зимой между ребристой поверхностью забивается снег, и образуется корка льда. Идти по асфальту в этом случае куда безопаснее.

1452721786115529082

«Эта плитка, вроде как, призвана помогать, но больше мешает. Зимой – это настоящий каток, а летом проверка на выносливость, ведь когда человек ведет тростью по ней, во-первых, у него устает из-за тряски рука, а, во-вторых, бывает неприятный стучащий звук. Тот, кто научился работать с тростью, сможет ориентироваться и по асфальту, бордюрам. Только бы этот асфальт был в хорошем состоянии, чего, к сожалению, у нас тоже нет. Также не понимаю, для чего делать плитку рядом с поручнями, как около общества слепых, она только мешает», — задается вопросом инвалид с остатком зрения Денис Алборов.

Есть и плитка из полимеров. Она незрячих устраивает, однако она выложена только около учреждения социального страхования. Причину своего выбора в администрации объясняют просто – бетонная плитка обходится дешевле, закупать другую не выгодно.

«Незрячие еще не научились пользоваться тактильной плиткой, в этом вся проблема. Оба ее вида соответствуют требованиям ГОСТ, просто тот, что устанавливается чаще, более прочный и выгодный. Мы можем оборудовать два участка тротуара этой плиткой, вместо одного возможного при использовании плитки из дорогостоящего материала. Что касается проблемы адаптированности города под незрячих людей, все только на начальном этапе. Но город старается и движется в этом направлении. Сейчас уже закуплена новая партия тактильной плитки», — рассказал Ossetia News заместитель начальника управления благоустройства и озеленения Администрации Владикавказа Давид Короев.

Нужна ли такая плитка слепым и смогут ли они к ней приспособиться, пока неизвестно. А вот светофоры со звуком – желание всех инвалидов по зрению. Сейчас в городе 7 таких объектов, их количество будет расти. Однако здесь возникает другая проблема. Жители близлежащих домов зачастую жалуются на эти звуки. Доходит даже до того, что аппараты ломают. Причем после уменьшения громкости сигналов, ситуация практически не изменилась.

_normal

Толерантность жителей не прослеживается и в других ситуациях. Водители маршруток при виде слепого человека скорее нажимают на газ, продавцы магазинов, повышая голос, советуют сидеть дома, прохожие молча уходят. Все это – реальные истории, неоднократно случавшиеся с инвалидами по зрению.

«Прежде всего доступная среда в нашей республике должна возникнуть в сознании людей. Большинство должно признать право слепых людей на жизнь. Многих раздражает то, что ты не видишь. Мы часто слышим упреки в свой адрес, особенно потому, что нас никто из родных или знакомых не сопровождает. Но как объяснить людям, что не всегда есть возможность выходить на улицу с кем-то?» — говорит Александр Иванов.

Практически нет возможности у инвалидов и пользоваться общественным транспортом. Остановить его – одна проблема, а доехать до места назначения – вторая. Сообщать заранее о прибытии автобуса на остановку технически сложно, говорят в администрации города, вопрос же оснащения самого транспорта аппаратурой для оглашения остановок пообещали решить. В трамваях эта услуга уже практикуется.

Возникают проблемы и с образованием незрячих или слабовидящих детей. Абсолютное большинство членов общества слепых окончили Кисловодскую школу. В городе же есть только один специализированный класс на базе 14 владикавказской школы, там обучается 6 человек. При этом, по последним данным, проблемы со зрением у 250 детей. Те, кто плохо видят, учатся в обычных школах, незрячие же зачастую бывают либо на домашнем обучении, либо ждут открытия долгожданной специализированной школы в республике.

«В республике хотели открыть специализированную школу, но я думаю, это плохая идея. В таком учреждении преподавательский состав должен быть подготовлен, иметь опыт работы со слепыми и мало зрячими людьми. Но пока они будут набираться опыта, дети выйдут недостаточно образованными. Я также против того, чтобы дети обучались и в существующем на данный момент классе в 14 школе. Считаю, что достойное образование можно получить только в проверенных школах. Проблема и в том, что родители боятся отпускать своих детей в другой город, они чрезмерно их опекают, не понимая, что это во вред. Они должны понять, что ребятам еще нужно будет самоутверждаться в этой жизни, получать профессию, а как они это сделают, если сидят дома?» — говорит председатель республиканского Общества слепых Батраз Гатциев.

Вопрос трудоустройства незрячего и слабовидящего населения также требует решения. При Обществе слепых во Владикавказе уже много лет работает предприятие, которое обеспечивает трудом инвалидов. Однако сейчас там работает всего 54 человека, в то время как раньше их было около 400. Выпускаемая продукция уже не приносит прибыль, вырученные деньги едва покрывают долги за услуги ЖКХ, зарплаты людям порой задерживают. Однако закрывать предприятие или сокращать штат не планируют, объясняя это невозможностью оставить инвалидов без работы.

2 (1)

Но есть в городе немало незрячих людей, которые осваивают новые для них сферы деятельности. Так, Александр Иванов, став уверенным пользователем компьютера, начал обучать азам и других, порой даже зрячих пользователей. Сам же он говорит, что, благодаря развитию информационных технологий, постепенно начинает себя чувствовать таким же как все здоровые люди.

«Интернет и мобильные телефоны расширяют наши возможности. Мы спокойно «смотрим» фильмы, читаем новости и книги. Мой смартфон с голосовым управлением помогает мне найти дорогу, распознать купюры, оплатить счета. Я считаю, техническому образованию незрячих и слабовидящих нужно уделять особое внимание в наше время. И нужно заменить выдаваемые нам социальной службой тифлофлешплееры на смартфоны, которые обладают не одной функцией чтения текста, а целым списком», — говорит Александр.

А пока адаптация города, республики под незрячих людей только на начальном этапе, приходится проходить несколько инстанций, чтобы получить тот же тифлофлешплеер или направляющую трость, сталкиваться по пути с мешающей тактильной плиткой, прислушиваться к сигналам светофоров, искать остановку. И если решить вышеперечисленные проблемы можно только со временем, то воспитать в себе толерантность и уважение к инвалидам не должно составить нам труда.

Ангелина Васильева
Ossetia News