Ossetia News

В маршрутках Осетии повально не соблюдается масочный режим, кто виноват и что делать?

С 12 мая в Северной Осетии официально введен масочный режим. Это значит, что люди не могут находиться без средств защиты в общественных местах, в том числе и в транспорте. А теперь вспомните свою последнюю поездку в маршрутке. Все ли люди были в масках? Многие пассажиры, и некоторые водители игнорируют просьбы, рекомендации и предписания. Ни масок, ни тем более перчаток. Редакция Ossetia News решила выяснить, кто же должен за этим следить, и угодила в водоворот системных неувязок и бюрократического абсурда.

Давайте к требованиям. В идеальном варианте все должно выглядеть так. Каждое утро водитель полностью дезинфицирует свою машину и себя, надевает маску, перчатки и выезжает на линию. Подбирает пассажиров ТОЛЬКО в масках и не более 6-7 человек. К слову, даже это уже нарушение, ибо расстояние в 1,5 метра 7 человек в одной стандартной газели не могут соблюсти даже в теории. В итоге едут 7 (а чаще и больше) человек в одной маршрутке, половина без масок и перчаток, дышат друг на друга, может даже заражают.

Возникает логичный вопрос: кто должен за этим следить и наказывать нарушителей? В указе вся ответственность возлагается на министерство промышленности и транспорта Северной Осетии. НО! По федеральному законодательству у ведомства нет никаких контролирующих функций. Проще говоря, министерство не имеет права штрафовать за отсутствие средств защиты ни водителей, ни пассажиров. Вот и получается, что ответственность возложили, а возможность ее осуществлять нет.

Технически, штрафовать и задерживать может МВД, а наказывать за нарушения санитарно-эпидемических норм – задача Роспотребнадзора. Вот только ни тех, ни других нет в указе. Почему? Все упирается в бумажки. Дело в том, что указ, подписанный Вячеславом Битаровым, действует на региональном уровне, а значит включать в него глава может только те структуры, которые подчиняются непосредственно местной власти. Роспотребнадзор и МВД – ведомства федеральные, власти над ними у республики нет, посему в указе прописали минпромтранс.

РЕЙДЫ

Следить за каждой маршруткой, водителем и пассажиром постоянно невозможно. Для контроля за ситуацией минтранс организовывает рейды. Само собой, раз у ведомства нет полномочий, значит с собой нужно брать представителей Роспотребнадзора (для проверки исполнения санитарных норм), МВД (как ведомство, которое может реагировать в случае противоправных действий).

По словам представителей минтранса, рейды проводятся постоянно. Специалисты проверяют, носят ли люди маски, соблюдаются ли ограничения по количеству людей, дезинфицируют ли они машину.

«Мы вынуждены работать с Роспотребнадзором. Только они могут наказывать за нарушения. Ни полиция, ни Ространснадзор, ни Минтранс не могут отрабатывать нарушения по маскам и эпиднормам, потому что у них свои четкие рамки. Получается, что мы все в каком-то смысле молимся на Роспотреб, потому что только они сейчас реально обладают рычагами воздействия», — сказал Ossetia News министр промышленности и транспорта Владимир Марзоев.

К слову, Роспотребнадзор уже выписал 19 предписаний в отношении перевозчиков. А компания «Благовест», например, даже лишилась права работать на маршруте №30. Все из-за серьезных нарушений. Водители не носили маски и перчатки, машины не проходили дезинфекцию.

«Мы регулярно проводим рейды. Предупредили всех перевозчиков, что вводится масочный режим, что нельзя допускать пассажиров без масок в салоны. На каждой конечной водитель должен дезинфицировать все поверхности в маршрутке — поручни, сидения, ручки. Во время рейдов мы проверяем, продезинфицирована ли машина, на всех ли маски и перчатки. Проверяем и количество людей в салоне. Да, мы тоже видим порой полные маршрутки, за это нарушители несут ответственность», — рассказал Ossetia News советник отдела автомобильного транспорта Казбек Амбалов.

Правда во всей этой истории все так же непонятна история со штрафами. Ни их размер, ни причины четко нигде не прописаны, ни у одного из ведомств нет конкретных инструкций. Вот и получается, что минтранс вроде как должен следить за ситуацией, но наказывать не может. Роспотребнадзор передает протоколы в суд, чтобы уже там решали, как наказывать. А МВД пока ограничивается разговорами, разъяснениями и напоминаниями о важности соблюдения масочного режима. В итоге выходит, что без маски выходить на улицу нельзя, в республике постоянно проводятся рейды, вот только как и кого наказывать не знает, пожалуй, никто.

«По факту у нас нет никакого документа, даже на федеральном уровне, который может обязать человека носить маску. Указ о масочном режиме носит обязательный характер, но штрафы ни мы, ни те ведомства, с которыми мы работаем, вводить не можем. Мы анализировали все правовое поле, не нашли документа», — говорит Марзоев.

Короче говоря, просто носите маску, пожалуйста.

КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ

В предписаниях федерального Роспотребнадзора прописано, что расстояние между людьми в общественном транспорте должно составлять не менее полутора метров. Длина пассажирской части газели – около 3 метров, то есть по федеральным нормам сидеть там могут не более 2 человек. Не надо быть экономистом, чтобы понимать: ни один водитель не будет ездить ради двух пассажиров, это работа в убыток.

В Осетии требования звучат немного иначе. В одной маршрутке разрешают возить 6-7 пассажиров.

«Есть федеральный документ, в котором написано, что расстояние должно быть полтора метра. Эта норма была рассчитана на автобусы или метро, более габаритный транспорт. В Осетии такого нет. У нас маршрутки, которые по закону называются автобусами, но малого класса. В предписании для Северной Осетии написано, что нужно соблюдать дистанцию, максимально возможную в транспортном средстве. Получается абсурд. Что с этим делать? У меня нет ответа», — сказал Ossetia News руководитель минпромтранса Владимир Марзоев.

ВОДИТЕЛИ И ПАССАЖИРЫ

Пожалуй, этот пункт – один из самых сложных для понимания. Минтранс, как ведомство, отвечающее за исполнение указа, обязал всех перевозчиков обеспечить своих водителей масками, перчатками и дезсредствами.

Перевозчик, конечно, может взбрыкнуть, сослаться на то, что у него нет денег или еще что-то. Но это предписание все же в основном выполняют. Водителям выдают средства защиты. А вот носят они их потом или нет – уже совершенно другой вопрос.

«Конечно, мы пускаем в ход уговоры. Но перевозчики прекрасно понимают, что, если они сейчас будут совсем дурака валять, то это может привести к тому, что у них будут забирать разрешения на перевозки в будущем», — говорит Марзоев.

Не менее интересен другой факт. Казалось бы, при введении масочного режима должна четко регламентироваться ответственность каждого субъекта. Однако представьте ситуацию. Маршрутку останавливают во время рейда, водитель обеспечен всеми средствами защиты, его маршрутка продезинфицирована, он просто образец выполнения санитарных норм. Но! В салоне у него сидит пассажир без маски. Кто будет в этом виноват? Водитель, который пустил в маршрутку потенциально заразного человека, или сам пассажир, наплевавший на все рекомендации? Ответ на этот вопрос не смогли дать ни в МВД, ни в Роспотребнадзоре, ни в Минпромтрансе. В общем правила как бы есть, но они какие-то обтекаемые.

Еще один вопрос в том, как не пускать пассажиров без масок. В минтрансе абсолютно серьезно признали, что тут все решения за водителем. То есть если человек, наплевав на указ, садится в маршрутку, скорее всего его не высадят. Максимум, вежливо попросят надеть маску.

«Ситуация носит конфликтный характер. Многие из пассажиров люди в возрасте. Вот как их высаживать? С ними драться?», — говорит министр Марзоев.

Получается так. Водитель может попросить человека не садиться в маршрутку, если тот без маски. Однако не приведет ли это к ругани – никто не знает. То же самое, если человек снял маску уже по дороге. Мало кто пойдет на открытый конфликт с пассажиром, вряд ли кто-то будет силой выволакивать людей из машины. Хотя, может быть, и такие найдутся. Проще говоря, в своей маршрутке каждый водитель – хозяин. Решения принимать ему, но и ответственность нести, скорее всего, тоже. Вот и получается, как бы нельзя, но если очень хочется, то можно.

Кстати, некоторые перевозчики сами проявили инициативу и раздали водителям маски ДЛЯ ПАССАЖИРОВ. И если в маршрутку садится человек без маски, водитель бесплатно может ему ее дать.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Что делать в этой ситуации и как решать проблему? Есть несколько вариантов.

1. Продолжаем в том же духе, контролируем в стиле «пожалуйста, наденьте маску». Количество больных растет. В таком случае, через какое-то время люди все же могут достаточно испугаться и начать носить маски. Главное, чтобы не было слишком поздно.

2. Ввести повальные штрафы. Все мы знаем, что удар по карману мотивирует соблюдать требования как ничто другое. Поэтому особо суровые люди могли бы предложить ввести жесточайшие штрафы, чтобы люди нос на улицу боялись высунуть. Все мы знаем, чем это чревато. Если людей, сидящих на сухом пайке без работы, начать еще и штрафовать, все это приведет к невеселым последствиям.

3. Остановить транспорт полностью. Такой метод уже пробовали использовать, правда вылилось все это в серьезное недовольство со стороны как водителей, так и пассажиров. Если повторить это еще раз, мы получим несколько тысяч безработных маршрутчиков и работников автопредприятий, а еще людей, которым придется раскошеливаться на такси, чтобы куда-то доехать.

«Закрытие транспорта, с точки зрения логики, правильное решение. Но разве не эти же люди ходят по магазинам? Тогда может и их закрыть? Объективно, полностью остановить транспорт сейчас практически невозможно. Ведь есть люди, которые продолжают работать, в том числе и врачи. Их же тоже нужно возить. Да, есть большое количество «праздно шатающихся», и они будут этим пользоваться», — говорит Марзоев.

В ИТОГЕ

Если подводить итог, то выглядит он так. Требования есть, правда соблюдают их не все. Нарушителей должны наказывать, правда почти никто не знает точно, как это делать. Расстояние должно быть полтора метра, но соблюдать его никто даже не пытается. В маршрутку нельзя без маски, но, если вы сядете, вас вряд ли выгонят. В общем, лучше вообще не ездить в общественном транспорте, ибо обезопасить там себя невозможно.

С точки зрения закона, у любого ведомства Осетии, включая аппарат правительства и главу республики, очень ограниченный ресурс для контроля подобных явлений. Иными словами федеративное устройство России может быть благом, но порой сильно связывает руки, и тут без помощи президента страны не разобраться. Но вряд ли он станет заниматься проблемой маршруток в Осетии.

Если совсем честно, то в данной ситуации вся надежда – на сознательность людей. Коронавирус в стране бушует несколько месяцев, неверящих с каждым днем все меньше, больных – все больше. А посему хочется верить, что люди осознают: любая их поездка (особенно без маски и перчаток) в будущем может аукнуться не только им, но и всем окружающим. И если вы не хотите стать частью той статистики, которая публикуется каждое утро, просто сидите дома. Ну а если очень надо, пожалуйста, носите маски.

Ossetia News