Ossetia News

Борис Кантемиров: Под соусом толерантности и пацифизма мы воспитали людей, не знающих свою историю, родной язык и культуру

17:20 20.01.2017

Борис Кантемиров рассказал Ossetia News о «человеке-гамбургере», своей страсти к японской поэзии и о том, почему больше не хочет играть в кино.

СПРАВКА:
Борис Кантемиров — советский актёр, советский человек. С четкими и непоколебимыми жизненными принципами. Режиссер-документалист, каскадер, мастер спорта и заслуженный тренер России по карате, президент Федерации практической стрельбы Северной Осетии, председатель регионального отделения ДОСААФ.


— Борис, расскажите о проекте «Мобильный класс начальной военной подготовки». Как зародилась эта идея?

— На протяжении семи лет, ещё до работы в региональном отделении ДОСААФ, мы с друзьями пробовали различные формы работы с допризывной молодёжью. Основные направления тут – идеологическое и практическое. Мы на собственном опыте убедились в том, что оба направления можно поднимать одновременно. Учитывая нынешние реалии, нет смысла говорить о возрождении старых форм обучения военному делу. Благодаря поддержке Вячеслава Битарова мы первые в России приступили к этой деятельности в такой форме.

— Почему Вас так заинтересовал проект? Разве в нашей стране есть нехватка в военных или других силовиках?

— Поймите, ведь за постперестроечные годы целенаправленно ломалась не только материальная база нашей системы образования, но и велась активная работа по смене мировоззрения нашей молодёжи. Под соусом толерантности, космополитизма и пацифизма, на самом деле воспитали поколение молодых людей, не знающих толком свою историю, с размытыми или стёршимися понятиями родина, родной язык, родная культура. Этакие «граждане планеты земля» никак не привязанные к какой-либо точке, ни духовно, ни физически. Я их называю «человек-гамбургер». И вроде бы можно махнуть на это рукой, списав в прошлое священные для моего поколения понятия, но почему-то именно из числа этого нового поколения стали активно рекрутироваться террористы, скинхеды, майданщики и прочая шушера, деятельность которой никак не назвать пацифистской. То есть вопросы начальной военной подготовки, которая оказывает прямое влияние на формирование характера человека, это вопросы безопасности нашей страны. Поверьте мне на слово, в этих словах нет никакого пафоса. Нас с утра до вечера по всем телеканалам заваливают историями об алкоголиках, наркоманах, педофилах, маньяках и прочих моральных уродах. Порой смотришь и руки опускаются. Но когда среди моих друзей появились офицеры спецподразделений, которые посвятили себя борьбе со всякой нечистью, я понял, что в нашей стране всё не так уж и плохо, как мне пытаются это внушить. Именно на таких людях держится и материальная, и моральная основа России. Именно таких людей, с подобным складом мышления должно быть больше. Даже если ты не на броне или не с автоматом в руках, но ты по духу защитник родины, то тебе можно доверить любое дело. Вот кого мы хотим воспитать и в этом мой личный интерес, поскольку и я, и мои дети будут жить в этой стране.

— ДОСААФ активно работает с правоохранителями. Как возникла подобная необходимость и какой уровень подготовки у современного сотрудника полиции?

— После известных всем событий в Дагестане, когда были застрелены сотрудники ГАИ, республиканское отделение ГИБДД предложило ДОСААФ проводить совместные учения. Но дело даже не в том, что у нас плохие сотрудники, нет, это системная проблема. Сама система подготовки сотрудников заточена под советскую, когда жизни рядового сотрудника практически ничего не угрожало. С тех пор многое изменилось, а методика обучения, инструкции остались прежними. То есть, когда милиционеру достаточно было просто появиться и ни у кого даже мысли не возникало поднимать на него руку, а тем более оружие. На сегодняшний день сотрудникам предъявляют высокие требования при сдаче норматива при стрельбе, и это правильно, но проблема в том, что их же к этой стрельбе никто не готовит. Те, кто сдает нормативы, ходят или по стрелковым клубам, в частности, к нам многие ходят, не только сотрудники МВД и нацгвардии, но и других более серьезных структур. Однако, это не решение, система должна быть усовершенствована по всей вертикали, тогда и результаты будут на лицо. Тем более, вся инфраструктура для этого давно уже готова практически во всех регионах страны. В частности, наша федерация практической стрельбы не раз и не два предлагала свои услуги и с ней уже работают практически все силовые структуры. Только МВД сопротивляется дольше всех, но это не в самих сотрудниках дело. До сих пор встречаю сотрудников ГАИ, которым проводил занятие, они до сих пор благодарны даже за одно то занятие.

— Если следить за Вашей жизнью в социальных сетях, нельзя не заметить часто возникающие строки хокку собственного сочинения. Давно ли эта страсть к японской поэзии?

— Конечно, мне нравятся хокку и танка. Как человек, который имеет небольшое отношение к японским боевым искусствам, я интересовался одно время многими немордобойными направлениями. Я считаю, что именно эта стихотворная форма дает больше шансов понять внутреннюю душевную составляющую жителей этой страны. И, самое главное, в них есть то, что должно быть в любом виде искусства – незавершённость. В этой стихотворной форме можно пойти в своих мыслях абсолютно в разные стороны. В зависимости от твоего уровня интеллекта и состояния души.

— В свое время, когда Вас только назначили руководителем, проблем было много. Как сегодня обстоят дела?

— Проблемы с ДОСААФ-ом еще не закончились. Когда меня только назначили, было 38 миллионов долгов и практически парализованная деятельность ключевых организаций. На сегодняшний день наши долги сократились вчетверо, но они еще есть. Хочу сказать, что сам бы я никогда не справился. Была поддержка и той администрации. Спасибо большое и Таймуразу Мамсурову, и Сергею Такоеву, они тогда здорово поддержали и, по крайней мере, ДОСААФ стал узнаваем в нашей республике. В данный момент с Вячеславом Битаровым ведутся переговоры, тот же проект «Мобильный класс НВП» полностью при его поддержке реализовывается. Есть еще два проекта, которые планируем реализовать. Если все получится, то это будет просто бомба. ДОСААФ Северной Осетии на фоне других регионов страны зазвучит громко.

Я считаю, что это крайне важное направление в нашей республике, учитывая и ситуацию в стране, и месторасположение, и многие другие факторы. Самое главное, очень сильно упал бойцовский дух нашей молодежи. К счастью, не у всех, но у большинства. А это такой же шаг к деградации, который можно сравнить с потерей языка и потерей культуры. Потому что бойцовский дух осетина является частью духовной гармонии, которая должна присутствовать, чтобы мы не потеряли свою национальную идентичность.

— Планируете ли продолжить играть в кино, в каком амплуа?

— Профессиональным актером я никогда не был. Я все-таки режиссер-документалист. Но попал в свое время в кино просто случайно. Я был еще молодой и неплохо размахивал руками и ногами. Потом попытался в игровом кино повторить успех того же «Фанат»-а. Он, естественно, не получился. Я не актер, конечно, это точно. Изображать какие-то чувства и жить жизнью другого человека у меня не получается и вряд ли получится, я чувствую себя не в своей тарелке.
Но, а слава Джеки Чана. Думаю, до него еще далековато. Но если меня хорошо заинтересовать, то я могу еще тряхнуть стариной, но и то, исключительно ради удовольствия, не больше.
Но учитывая то, что сейчас наше российское кино – это уже другие деньги, требования. И не на актера идут, а актеров подбирают под определенные психологические схемы. А я в них ну никак не вписываюсь. Не тусовочный я пацан, короче говоря.

Фатима Дзиваева 

Ossetia News